Textima TT. The story of...

 

Многие, кто меня знают, шарят, что этот велосипед - для меня не просто порн, а целый предмет культа, ну а те кто меня не знают, думаю точно видели или эту фотографию или другие фотосеты владельцев этих рам. Но вряд ли многие из вас в курсе истории этих велосипедов. Собственно этот пост - попытка рассказать вам все об этих ракетах.

Все началось в далеких 70-х, когда чиновники ГДР решили, что их спортсмены должны любой ценой достичь успехов в спорте в целом и конкретно в велоспорте, который тогда еще был на пике своей популярности. И тогда же управлением федерации велоспорта было принято решение о создании тренировочного центра в Карл-Маркс-Штаде (бывший/ныне снова переименованный Хемниц) и конструкторского бюро на базе промышленного гиганта - Текстима. Для тех, кто не в курсе, Текстима - это сокращение от "TEXTIle MAchines", завода, который занимался производством промышленного швейного оборудования. Собственно КБ Текстима располагалось в подвале этого завода. По легенде, для того чтобы как можно дольше сохранить свои разработки в секрете от русских и западных шпионов.

Все рамы Текстима паялись в стык, не только потому что инженеры стремились сделать их максимально легкими и придать им максимальной жесткости, но и потому еще, что в ГДР не было никого способного изготовить качественно узлы с нужными углами, а заказывать их за границей - означало спалить геометрию/конструкцию рамы конкурентам.

Для обвеса этих рам использовались компоненты изготовленные там же на Текстиме и топовые компоненты от Cinelli и Campagnolo, хотя Shimano так же предлагали свои компоненты. Но согласно бытовавшему тогда в велосипедном мире мнению, компоненты кампа значительно реже выходили из строя, чем шимановские. Соответственно ставка делалась именно на надежность.


Собственно было изготовлено два поколения велосипедов Текстима для TT гонок. Первая генерация была сделана к Олимпиаде-80. Как тогда было модно, рамы были рогатыми, но на 700с колесах с 40-48(!) спицами и уже с овальными трубами. Рули и подседельные штыри были изготовлены Текстимой, седла же сinelli. На такой раме Лотар Томас выиграл золотую олимпийскую медаль в гонке на 1000 метров.


Велосипеды же второго поколения отличались более короткой базой, достигнутой благодаря использованию изогнутой подседельной трубы, и тем, что переднее колесо было либо 650с, либо даже 24". На них уже во всю ставили сinelli выносы, рули, подседелы и седла. Остальной же обвес был целиком производства campagnolo. Ниже фото Йенса Лемена, который выступал и побеждал на этой раме на чемпионатах по велоспорту в 1981-83.


В середине восьмидесятых в велоспорте наступила эра карбона и КБ Текстима стали понемногу урезать в пользу FES, которая до этого делала из композитных материалов только лодки для гребцов сборной, сани для бобслеистов ну и дисковые колеса для велосипедистов. К 1989 все оборудование и персонал Текстимы переехали в Берлин и эти две конторы были полностью объединены. FES сделала потом кучу крутых карбоновых великов, но это уже совсем другая история.

1 комментарий: